На 14 факультетах и в 4 колледжах ДНУ обучается около 15 тысяч студентов ...
Версія для друку

Психологическая служба ДНУ

Адрес: 4-й корп. ДНУ, пр. Д.Яворницкого 35, ауд. 46.
Страница Facebook: Психологічна служба ДНУ ім. Олеся Гончара

Психологическая служба Днепровского национального университета была создана 26 июня 1992 г. на базе Центра гуманитарных проблем образования. Основной целью деятельности психологической службы (ПС) является выполнение задач, связанных с психологическим обеспечением учебно-воспитательного процесса, содействие личностному росту и профессиональному становлению студентов и сотрудников университета. С 30 октября 2007 г. психологическая служба ДНУ была передана из Центра гуманитарных проблем образования на факультет психологии и специального образования.

Сотрудники ПС:

Лазаренко Виктория Ивановна – руководитель психологической службы, кандидат социологических наук, доцент;
Потапова Наталья Васильевна – ведущий практический психолог службы;
Журавлёва Екатерина Владимировна – практический психолог;
Дружко Оксана Владимировна – практический психолог.

Основные задачи ПС:

  • оказание психологической помощи студентам и сотрудникам университета в сложных жизненных ситуациях;
  • психоэдукация: ознакомление студентов и преподавателей с основами психологии, формирование потребностей в психологических знаниях;
  • формирование у студентов и сотрудников университета высокого уровня психологической культуры;
  • изучение психологических трудностей студентов ДНУ и подготовка предложений по оптимизации обучения;
  • содействие личностному развитию студентов.
Виды деятельности:

  • индивидуальное консультирование;
  • психологическая диагностика (индивидуальная и групповая);
  • групповая работа социально-психологической направленности (тематика: командообразование, формирование навыков партнёрского общения, уверенности в себе, эффективного распределения времени (time-менеджмент и т.д.);
  • групповая работа личностной направленности.
Приоритетные направления деятельности:

  • социально-психологическая адаптация студентов к обучению в вузе;
  • профессиональное самоопределение студенческой молодёжи;
  • здоровый образ жизни;
  • психологическая культура личности.
Психологическая служба предоставляет свои услуги студентам, аспирантам, преподавателям и сотрудникам ДНУ.

Психологическая служба ДНУ им.О.Гончара: цели, задания, направления, виды и опыт деятельности


Психологическая служба Днепровского национального университета им.О.Гончара была создана на базе Центра гуманитарных проблем образования университета по приказу ректора № 1037 от 26 июня 1992 г. согласно статье № 21 Закона Украины «Об образовании» № 1060-ХИ от 23.05.91, введённого в действие постановлением Верховной рады Украины № 1144-ХИ от 04.06.91.

Изменение подчинённости психологической службы, а именно передача из Центра гуманитарных проблем образования в состав факультета психологии, состоялась по приказу ректора № 789 от 30 октября 2007 г. Но она остаётся университетской структурой и предоставляет психологические услуги всем студентам и работникам ДНУ им.О.Гончара.

Психологическая служба ДНУ им.О.Гончара в своей деятельности руководствуется Конституцией Украины (254 к/96-ВР), Законами Украины «Об образовании» (1060-12), «О высшем образовании» (2984-14), приказом Министерства образования и науки № 2148 от 30.12.09 «Об улучшении социально-педагогического и психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в высших учебных заведениях ІІІ-ІV уровней аккредитации», Типовым Положением о психологической службе ВУЗа ІІІ-ІV уровней аккредитации и Положением о психологической службе ДНУ им.О.Гончара от 11.05.2011 года, Этическим кодексом практического психолога.

Целью деятельности психологической службы ДНУ им.О.Гончара (далее – ПС) является психологическое сопровождение и повышение эффективности педагогического процесса, содействие личностному и профессиональному росту, социальному благополучию и сохранению психологического здоровья всех его участников: студентов, преподавателей и сотрудников.

Как и любое организационное образование, психологическая служба опирается на принципы, которые обусловливают формы и содержание её деятельности. По мнению директора УНМЦ практической психологии и социальной работы В.Панко, базовыми принципами организации психологической службы являются:

Доступность психологических и социально-педагогических услуг для всех участников учебно-воспитательного процесса. Этот принцип предполагает построение таких организационных моделей психологической службы, которые бы могли обеспечить оказание психологической и социально-педагогической помощи студентам и педагогическим работникам независимо от возраста, расовой, религиозной или национальной принадлежности, имущественного или социального статуса, места проживания, уровня умственного и физического развития.

Принцип научности означает, что вся деятельность психологической службы основывается на основе научных подходов, научной методологии и принципах научной психологии. Методы, методики и технологии, применяемые в деятельности специалистов психологической службы, являются научно обоснованными, валидными и надёжными. Недопустимо применение вненаучных, мистических, религиозных, оккультных и других методов и методик, которые не прошли научную экспертизу. Следовательно, применение в работе телепатии, астрологии, соционики, биоэнергетики и др. является недопустимым.

Принцип развития предусматривает не только развитие объектов психологического воздействия – студентов и научно-педагогических работников, но и развитие системы управления, методического обеспечения, сети учреждений психологической службы.

Междисциплинарность в оказании психологической и социально-педагогической помощи означает, что в технологии организации социального и психологического сопровождения участников учебно-воспитательного процесса сочетаются не только психологические и социально-педагогические методы, но и другие, смежные науки – социология, педагогика, дефектология, дидактика, физиология и др.

Основные задания ПС:
- оказание психологической помощи студентам и сотрудникам университета в сложных жизненных ситуациях;
- психоэдукация: ознакомление студентов и преподавателей с основами психологии; формирование потребностей в психологических знаниях;
- формирование у студентов и сотрудников университета высокого уровня психологической культуры;
- изучение психологических трудностей студентов ДНУ и подготовка предложений по оптимизации обучения;
- содействие личностному и профессиональному развитию студентов.

Учитывая цель, принципы, комплекс задач, которые призвана решать высшая школа в Украине и социально психологическая служба ВУЗА III-IV уровней аккредитации, определяются основные направления, виды работы и модель деятельности психологической службы ДНУ им. О. Гончара.

Основные виды деятельности ПС:


1. Психологическое просвещение (психоэдукация) – в форме проведения лекций, бесед, презентаций, издание брошюр, листовок, буклетов, ведение специальной колонки в университетской газете с целью распространения психологических знаний и повышения психологической культуры студентов и сотрудников всех подразделений университета и высоких стандартов потребления психологических услуг.

2. Индивидуальное консультирование всех участников педагогического процесса с целью оказания психологической поддержки и помощи в кризисных жизненных ситуациях, самопознании, решении личностных проблем, налаживании межличностных отношений, личностном развитии, формировании социально полезной жизненной перспективы.

3. Психологическая диагностика (индивидуальная и групповая) - проведение исследований по актуальным проблемам, которые возникают в учебном процессе с целью выяснения содержания и условий индивидуального развития студентов, их личностных ресурсов, определения причин, которые затрудняют их развитие и обучение, содействие самопознанию и саморазвитию.

4. Психологическая коррекция – осуществление психолого-педагогических мероприятий в виде групповых тренинговых программ, коучинга, деловых игр. Реализуется через групповую работу личностной направленности (развитие личностных характеристик, внутренних состояний личности - навыков саморегуляции и др.) и групповую работу социально-психологической направленности (тематика: командообразование, психологический климат коллектива, формирование навыков партнёрского общения, уверенности в себе, эффективного распределения времени (time-менеджмент).

5. Профилактика – предупреждение отклонений в развитии и становлении личности, межличностных отношениях, предотвращение конфликтных ситуаций в учебно-воспитательном процессе.

6. Организационно-методическая – экспертная, аналитическая работа по результатам деятельности службы; планирование работы; создание баз данных, пакетов методических рекомендаций; анализ полученных результатов работы.

7. Научно-исследовательская – привлечение преподавателей и студентов факультета психологии к экспериментальной, научно-исследовательской деятельности с целью отработки методик, технологий, приобретения профессиональных навыков, повышения профессионального уровня.
8. Связь с общественностью – сотрудничество с областным психолого-медико-педагогическим центром, центрами социальных служб для семьи, детей и молодёжи, средствами массовой коммуникации, бизнес-организациями, органами власти и т.д.


Для осуществления основных задач определены приоритетные направления деятельности психологической службы ДНУ:

• Социально-психологическая адаптация студентов к обучению в ВУЗе;
• Профессиональное самоопределение студенческой молодёжи;
• Здоровый образ жизни;
• Помощь профессорско-преподавательскому составу в оптимизации учебно-воспитательного процесса;
• Психологическая культура личности.

Необходимо отметить, что первые три направления призваны решать конкретные проблемы, которые волнуют студенческую молодёжь, поэтому являются узконаправленными, а два последних направления являются сквозными и могут реализовываться во всех предыдущих.

На сегодня психологи ПС ДНУ им. О. Гончара активно реализуют задачи и успешно работают во всех направлениях, указанных выше.

Особое внимание психологическая служба уделяет социально-психологической адаптации первокурсников. Поэтому в начале каждого учебного года проводится серия встреч с кураторами первых курсов и начинающими кураторами в рамках «Школы кураторов» на тему: «Работа кураторов-новичков в направлении сохранения контингента студентов-первокурсников». На таких занятиях проводится обсуждение с кураторами адаптационных механизмов первокурсников, динамических процессов развития малой (академической) группы, возрастные психофизиологические особенности первокурсников и психические состояния, которые сопровождают адаптационные процессы человека. Обсуждается и планируется работа психологов психологической службы ДНУ с академическими группами по оказанию помощи студентам и кураторам во время адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в ДНУ. И втечение первого полугодия проводится интенсивная работа в самих академических группах во время ОВР (по учебному плану), на которых проводятся тренинговые занятия по актуальной тематике (сплочённость группы, налаживание межличностных отношений, поведение в конфликтных ситуациях, лидерство, психологический климат в группе, развитие личностных качеств и др.).

Для определения актуальных проблем и путей оказания помощи студентам-первокурсникам и кураторам, психологической службой было проведено психодиагностическое исследование социально-психологической адаптированности студентов-первокурсников и опрос относительно трудностей, с которыми они сталкиваются в течение первого года обучения.

Полученные результатов позволили определить трудности, с которыми сталкиваются первокурсники, условно объединить в несколько групп. Самую значительную группу трудностей, с которыми сталкиваются первокурсники на начальном этапе обучения, составляют именно учебно-организационные трудности, которые примерно одинаково отмечают и педагоги, и студенты. Так, кураторы отдают 35% на отсутствие у студентов навыков самостоятельной работы и 25% на отсутствие у студентов мотивации к обучению, 12% на пропуски занятий, что в целом и приводит к проблемам в адаптации к обучению. Студенты 60% проблем связывают учебно-организационными проблемами. Из них 50% проблем были связаны с учебным процессом и взаимодействием с преподавателями.

Несколько меньшую, но важную долю составляет ещё одна группа, так называемых, интерактивно-коммуникативных трудностей, которые находятся в плоскости взаимоотношений первокурсников с преподавателями и однокурсниками. Так, кураторы отмечают, что 15% трудностей адаптации первокурсников приходится на конфликты между однокурсниками. Сами же студенты-первокурсники 31% проблем (треть трудностей) связывают с взаимодействием с однокурсниками и преподавателями, то есть с налаживанием межличностных отношений в новом для них коллективе. По оценкам кураторов, психологический климат в 60% студенческих групп является удовлетворительным и требует незначительных вмешательств, а в 28% в группах является недостаточно удовлетворительным и требует вмешательства через проведение дополнительных психолого-педагогических мероприятий.

Ещё один аспект, связанный с возможным возникновением трудностей в адаптации первокурсников – личностная сфера участников взаимодействия. Так, с точки зрения кураторов 15% проблем адаптации связаны с личностными качествами студентов (тяжёлый характер, эгоцентричность, конфликтность, застенчивость, некоммуникабельность и др.). Показательным является то, что студенты связывают 17% проблем в адаптации к обучению с собственными личностными свойствами.

Следовательно, результаты исследований свидетельствуют, что эффективность процесса социальной адаптации зависит от организации учебного процесса, психологического комфорта личности, ценностных ориентаций, уровня мотивации, взаимодействия со студентами и преподавательским составом, самоорганизации и самоконтроля, коммуникативных и организаторских способностей, личностных особенностей студента. А образовательная среда ВУЗа способствует успешной адаптации студентов к обучению в начальный период их образования в высшей школе. Совершенствование образовательной среды, оптимизация обеспечивают коррекцию и профилактику проявлений дезадаптации, ускорения адаптационного процесса, улучшение самочувствия и повышение личной активности студентов и, в конечном счёте, – успешность их обучения. Поэтому психологическая служба ДНУ им. О. Гончара видит свою миссию в оказании психологической помощи первокурсникам в период адаптации к обучению и кураторам первых курсов в форме индивидуальных консультаций и групповых занятий:

для кураторов первых курсов по вопросам эффективного воздействия на группу студентов и овладения дополнительными знаниями по вопросам:
- психологических характеристик личности;
- социально-психологического климата коллектива;
- групповой динамики и сплоченности коллектива;
- статусных ролей и лидерских позиций в группе;
- стилей эффективного управления коллективом;
- барьеров общения и путей их преодоления;
- конфликтов и путей их предупреждения и разрешения;
- мотивации обучения и психологических барьеров в обучении;
- межкультурных особенностей и психологических барьеров общения с иностранными студентами.

для студентов-первокурсников по вопросам:

- эффективного общения и средств конструктивного поведения;
- развития адаптивных навыков и уверенного поведения;
- профилактики употребления молодёжью психоактивных веществ;
- социально-психологического климата в коллективе;
- благополучия в семье и родительско-детских отношений;
- выхода из жизненных кризисов – новых возможностей и профилактики;
- конфликтов, путей их предупреждения и разрешения;
- гендерных ролей, стереотипов, полового сходства и различия;
- самоменеджмента и трудоустройства;
- эмоциональной культуры личности и др.

Для первокурсников, их родителей и кураторов психологической службой предоставляются индивидуальные консультации. Работают консультативные пункты на базе учебных корпусов № 1; 2; 9 и общежитий № 1; 3 и 4.

Занятие «Школы кураторов» на тему: «Работа начинающих кураторов в направлении сохранения контингента студентов-первокурсников», в котором ежегодно принимают участие молодые кураторы всех факультетов университета.

В занятии «Школы куратора» приняли участие кураторы первых курсов исторического факультета, факультета общественных наук и международных отношений, факультета украинской и иностранной филологии и искусствоведения (корпус 1, ауд. 602)


В занятии «Школы куратора» приняли участие кураторы первых курсов факультетов: механико-математического, химического, физико-технического, биологии, экологии и медицины (корпус 17, ауд. 513)

На факультетах проводятся групповые тренинговые занятия по тематике социально-психологической адаптации к обучению в ВУЗе (сплочение группы, психоэмоциональная регуляция в ситуациях напряжения, мотивация к обучению и др.).

Если в начале (на первом и втором курсах) происходит адаптация студентов к образовательной и социокультурной среде вуза, то на старших (третьем и четвёртом курсах) – к избранной профессии и специальности. Поэтому со студентами 3-4-х курсов психологическая служба проводит занятия по профессиональному самоопределению и трудоустройству.

Тренинг "Устраиваюсь на работу!" - гр.СЦ-13-1,2, корп.9, ауд.612

Психологическая служба в рамках психологического блока «Школы здорового образа жизни» проводит групповые тренеровочные занятия на темы: «Профилактика употребления молодёжью психоактивных веществ», «Эмоциональная культура и саморегуляция», «Жизненные кризисы: профилактика и новые возможности».



Участники "Школы здорового способа жизни" обсуждают проблемы семейного благополучия

В тренинговом занятии «Внутрисемейные отношения как залог психологического здоровья и благополучия человека» приняли участие студенты факультетов: психологии, геолого-географического, экономического, прикладной математики, общественных наук и международных отношений, Центра социальных инициатив и волонтерства ДНУ им. О. Гончара.

Психологическая культура личности является составной частью базисной культуры человека, является сложным образованием, которое позволяет ему понимать внутренний мир человека, эффективно решать жизненные психологические проблемы, адаптироваться и самоопределяться в социуме, способствуя самореализации, саморазвитию, гармонизации внутреннего мира и отношений с окружающими, что порождает состояние внутреннего благополучия. Следует отметить, что психологическая культура является основой и результатом психологического здоровья человека.

Психологическая культура определяет вектор эффективного самоопределения и самореализации личности в жизни, способствует её успешной адаптации и саморазвитию. Формирование психологической культуры – это сложная системная проблема, которая касается целостного развития личности. Решение этих задач также призвана взять на себя психологическая служба ДНУ им. О. Гончара.

Студенческая молодёжь является особой социальной группой. Специфичность статуса студенчества обусловливает необходимость его вооружения действенными навыками познания окружающего мира, себя и других людей, умениями эффективного взаимодействия, знаниями психологических закономерностей самоопределения и самореализации – всем тем, что составляет содержание психологической культуры.
Для повышения психологической культуры студентов психологическая служба проводит занятия на различную тематику. Большим спросом пользуются такие темы: «Эффективное общение и конструктивное поведение», «Развитие адаптивных навыков и уверенного поведения», «Конфликты и пути их решения», «Самоменеджмент», «Эмоции и эмоциональная саморегуляция» и др.

Тренинговое занятие по повышению уровня коммуникативной компетентности для студентов факультета украинской и иностранной филологии и искусствоведения:


Гр. УУ-11у-1, корп.1, ауд. 906 (факультет украинской и иностранной филологии и искусствоведения)

Психологическая служба инициировала встречи со студсоветом ДНУ и студенческими советами общежитий с целью проведения работы с лидерами студенческого самоуправления, а также расширение просветительской, развивающей и коррекционной работы в общежитиях ДНУ им. О. Гончара.

Самым большим спросом среди студенческих лидеров пользуются занятия на темы: «Развитие лидерских качеств», «Навыки эффективного общения», «Конфликты, способы их предотвращения и решения».

На занятиях с лидерами студенческого самоуправления обсуждаются психологические механизмы и модели конфликтного поведения, а также отрабатываются навыки предупреждения и выхода из взаимодействия, которое может привести к конфликту.

Тренинг для лидеров студенческого самоуправления

В общежитиях апробирована и проводится новая форма групповой дискуссионной работы: «Открытый форум по обсуждению актуальных социально значимых проблем молодёжи». Также актуальной для студентов, проживающих в общежитиях, является тема предотвращения и решения конфликтов. Работники психологической службы проводят консультации по вопросам конфликтов, возникающих на бытовой почве и совместного проживания в общежитиях. Актуальной для студентов всех факультетов университета остается тема развития навыков эффективного межличностного взаимодействия.

Для студентов факультета психологии психологическая служба проводит психологический практикум «Технологии социально-психологического консультирования» с целью практического усвоения и отработки профессиональных навыков. А также осуществляется руководство ознакомительной, учебной и производственной практикой, в рамках которой студенты осуществляют психодиагностическую, научно-исследовательскую и практическую работу в условиях университета.


Практикум "Технологии социально-психологического консультирования" - корп. 2, ауд. 49

Кроме того, психологическая служба принимает активное участие в ежегодных акциях социально-значимого характера. Так, на факультете психологии психологической службой и Центром социальных инициатив и волонтерства ДНУ им. О. Гончара проведён круглый стол «Молодёжь против насилия» в рамках ежегодной акции «16 дней против гендерного насилия» для студентов факультетов: экономического, психологии; геолого-географического; прикладной математики.

Участники круглого стола "Молодёжь против насилия"

Студенты приняли участие в обсуждении случаев проявления различных видов насилия в социуме. В групповой работе студенты определили социальные условия насилия и психологические признаки лиц, которые совершают насилие и лиц, которые становятся жертвой насилия. Также обсуждены пути предупреждения насилия. Студенты всех факультетов проявили активность в обсуждении вопросов противодействия насилию в социуме.

В рамках мероприятий к празднованию 17 годовщины Конституции Украины, на факультете психологии для студентов 1-3 курсов и студентов-волонтеров университета проведен семинар-тренинг на тему «Я горжусь тем, что я – украинец!».

Итак, в ходе своей деятельности и в рамках реализации цели и вышеупомянутых задач, психологическая служба ДНУ им. Олеся Гончара осуществляет следующие виды работы: проведение социально-психологических исследований, проведение психодиагностической работы, что позволяет разрабатывать и проводить практические занятия на актуальную для студенческой молодежи тематику, осуществляет индивидуальные и групповые консультации, психологами службы проводится просветительская работа как для студентов, так и для сотрудников университета. Опыт работы психологической службы обобщается и освещается в газете «Днепропетровский университет», в научных изданиях, на практических конференциях и заседаниях практических психологов с целью обмена опытом, повышения профессионального уровня.

В результате постоянной, планомерной работы, которая обеспечивается комплексом мер со стороны работников психологической службы ДНУ им. О. Гончара, личность студента всё больше приобретает такие социальные черты, как стремление добиваться успехов в учёбе, самосовершенствовании, личностной и профессиональной самореализации, успешность в принятии решений, инициативность, ответственность за собственное будущее, психологическое и социальное благополучие.

Партнёрская поддержка студенческой молодёжи из числа переселенцев с временно оккупированных территорий

В настоящее время психологическая служба ДНУ имени О. Гончара работает в направлении оказания социально-психологической помощи студентам, которые поступили или перевелись в ДНУ им. О.Гончара из ВУЗов, расположенных в городах на временно оккупированных территориях, и попали в сложную жизненную ситуацию.

Но получить молодым людям различные виды помощи мешает не только неосведомлённость, удалённость от непосредственного потребителя различных видов помощи, состояние всеобщей апатии и подавленности потребителей такой помощи, недостаточная компетентность и растерянность желающих оказывать такую помощь.

Ситуация заключается в том, что молодые люди, которые поступили в ВУЗы г. Днепра из ВУЗов, расположенных в городах на временно оккупированных территориях, находятся в состоянии растерянности, обусловленной отсутствием видения своих личных и профессиональных перспектив, общей неопределённостью ситуации на временно оккупированных территориях, культурными отличиями новой среды, беспокойством относительно судьбы близких людей, которые остались на временно оккупированных территориях.

Также среди подавляющего количества переселенцев из временно оккупированных территорий наблюдается феномен потребителя и иждивенчества, который проявляется в том, что люди отказываются работать, самостоятельно решать собственную ситуацию, требуют помощь и участие других, пользуясь своим исключительным положением.

Психологическая помощь студенческой молодёжи из числа переселенцев заключается в гармонизации их эмоциональных состояний, осознание ими ситуации, работа над личностным целеполаганием.

Но мы наблюдаем явление, когда прямое предложение о психологической помощи встречает у молодых людей реакцию отторжения. Поэтому реализация такого вида помощи осложняется тем, что необходимо организовать процесс оказания социально-психологической помощи таким образом, чтобы она была принята и имела реальный эффект.

Кроме того, мы считаем необходимым работать с социальным окружением – студентами, преподавателями, административным персоналом ВУЗов, поскольку каждый психологический феномен имеет социальную природу. Для того чтобы окружение действительно могло осуществлять партнёрскую поддержку, необходимо изменить отношение к молодёжи из числа переселенцев, понимание их реальной ситуации, осознание того, какая помощь им действительно нужна.

Поэтому психологическая служба ДНУ имени О.Гончара работает над внедрением внутриуниверситетского проекта «Партнёрская социально-психологическая поддержка студенческой молодёжи из числа переселенцев с временно оккупированных территорий», направленного на оказание комплексной социально-психологической помощи.

Целью проекта является:

Создание условий для повышения социальной активности студенческой молодёжи из числа переселенцев с временно оккупированных территорий в решении собственной ситуации.
– Привлечение студенческой молодёжи и преподавателей к волонтёрской работе.
Психотехническая подготовка студентов-психологов и практикующих психологов, которые могли бы оказывать психологическую помощь.
– Организация работы групп самопомощи под руководством практических психологов психологической службы для студентов из числа переселенцев в общежитиях и на факультетах ДНУ имени О. Гончара.

Для достижения целей проекта психологическая служба ДНУ имени О. Гончара организует работу учебно-развивающих групп:

1. «Социальное проектирование» – разработка и поддержка в реализации социальных проектов, поддержка социальных инициатив и привлечения к волонтёрской работе студентов университета с целью оказания различных видов социальной помощи (реализуется Центром социальных инициатив и волонтёрства ДНУ имени О. Гончара под руководством к. пед. н., доц. Бондаренко З.П.).

2. «Технологии социально-психологического консультирования» – психотехническая подготовка студентов-психологов, студентов других факультетов и практикующих психологов с целью психологической поддержки лиц, которые стремятся оказывать психологическую помощь студентам из числа переселенцев.

3. «Группы самопомощи», работа которых организована в общежитиях и на факультетах ДНУ имени О. Гончара – направлена на студентов из числа переселенцев с целью повышения их социальной активности и поиска путей решения собственных проблем, как социальных, бытовых, так и социально-психологических.

Для понимания имеющихся потребностей и определения направлений работы со студентами из числа переселенцев, психологическая служба ДНУ имени О. Гончара провела опрос среди данной категории студентов ДНУ.

Было выяснено, что:

– подавляющее количество студентов из числа переселенцев получают стипендию (75%), но есть такие, которые стипендию не получают (25%). Это затрудняет их жизненную ситуацию физического выживания;
– определённая часть студентов (25%) нуждается в юридической помощи, консультациях по решению определённых жизненных ситуаций, с которыми они сталкиваются;
– подавляющее число студентов (60%) признают, что они нуждаются в психологической помощи.

Среди трудностей, с которыми они сталкиваются:

– трудности социальной адаптации на новом месте – 25%;
– повышенный уровень тревожности – 45%;
– нарушения сна, аппетита и другие соматические проявления – 70%;
– апатия – 50%;
– замкнутость на собственных переживаниях, сосредоточенность на себе – 50%;
– посттравматические стрессовые расстройства (45%).

Вещи, в которых студенты-переселенцы имеют первоочередную потребность:

– постельное белье, полотенца, пледы, одеяла, подушки;
– посуда (чайники, тарелки, ложки, вилки);
– бытовая техника (обогреватели, пылесосы, телевизоры, телефоны);
– принадлежности для обучения (канцтовары, тетради, планшеты, ноутбуки, книги).

В 2016 году специалисты психологической службы начали учебно-развивающий проект для студентов и сотрудников ДНУ им. О. Гончара "Самоопределение в меняющемся мире". Целью этой специальной общеуниверситетской программы стало обучение студентов-психологов и сотрудников университета технологиям консультирования, межличностного и делового общения, самопрезентации и основам научного исследования. Участникам программы предлагалось исследовать психолого-социологический феномен самоопределения, используя системно-мыследеятельностный подход к обучению.

Занятия проходили в трёх предметно-профессиональных группах «Психологическое консультирование», «Социологические исследования» и «Развивающая педагогика». Во время учебно-организационных деятельностных игр участники усваивали полезные психологические инструменты и методики, отрабатывали общие социально-психологические мета-навыки, которые могут применяться в любой сфере профессиональной или личной деятельности.

Реализацию и координацию работы в рамках данного проекта осуществляют практические психологи психологической службы ДНУ имени О. Гончара, которые проводят групповые тренинговые занятия и предоставляют индивидуальные консультации всем желающим студентам-переселенцам по решению их актуальных социально-психологических проблем. Объединяют усилия преподавателей и студентов-волонтёров факультета психологии и Центра социальных инициатив и волонтёрства ДНУ имени О. Гончара, Совета студентов ДНУ имени О. Гончара. Организуют и проводят серию тематических тренингов по вопросам повышения социально-психологической компетентности всех желающих приобщиться к реализации данного проекта по оказанию помощи студентам из числа переселенцев с временно оккупированных территорий.